Нойшванштайн

Пожалуй, одним из самых любимых туристами и самых посещаемых замков Германии является замок Нойшванштайн, созданный баварским королём Людовигом II. Нойшванштайн буквально переводится как «Новый лебединый утес».

Замок ежегодно притягивает внимание около 1,3 млн. посетителей. Для строительства этого архитектурного чуда Людвигом II были выбраны кулисы просто сказочной красоты – рассеченные трещинами скалистые вершины, бурлящие переливы горной реки и зеркальная гладь озер. Нойшваштайн, как никакое другое архитектурное творение, наглядно демонстрирует мечты и стремления этого «сказочного» короля. Ведь задуман он был не как арена демонстрации королевской власти, а как место уединения, своеобразный приют отшельника. Именно здесь Людвиг II погружался в мир своих фантазий и грез – поэтический мир Средневековья. Возведенный и оформленный в стиле средневековых форм, но оснащенный по самому последнему слову техники XIX века, Нойшваш- тайн представляет собой один из самых впечатляющих архитектурных образцов историзма.

Попасть сюда можно, пройдя по тропинке, начинающейся у подножия другого живописного замка — Хоэншвангау. Там, где из леса внезапно возникает скала, а склон так крут, что кажется непреодолимым — там и стоит этот замок.

Людвига II очень не любил Мюнхен, но любил строить, как писал Фейхтвангер, «в разных труднодоступных местностях дорогостоящие, роскошные замки». И все его строения получались удивительно красивыми, как в сказке, за что короля и прозвали «сказочным».

В отличие от Людвига I и Максимилиана II, Людвиг II строил не для общественности, а для себя, и даже иногда подумывал о том, чтобы приказать снести построенный им замок после своей смерти.

О своём собственном чудо-замке Людвиг II начал мечтать ещё в детстве. С раннего возраста он любил участвовать в театральных представлениях и наряжаться. Лето королевская семья проводила в Хохеншвангау, родовом имении Швангау, которое отец Людвига Максимилиан II приобрел в 1833 году. Сам немного романтик, Максимилиан для работы над проектом реставрации замка нанял не архитектора, а художника-сценографа.

Строительство замка началось в 1869 году и продолжалось вплоть до 1886 года. Посвящён он был рыцарю Лоэнгрину и первоначально задумывался как трёхэтажная готическая крепость. Постепенно проект претерпевал изменения, пока замок не превратился в пятиэтажное сооружение в романтическом стиле, что больше всего, по мнению Людвига II, соответствовало легенде.

Людвиг II не жалел денег на воплощение в жизнь своих фантазий, поэтому для работы в Нойшванштайне и в других местах были наняты лучшие мастера, живописцы, скульпторы и резчики по дереву. К сожалению, его строительные проекты опустошали государственную казну и мешали исполнению его монарших обязанностей, что и стало впоследствии определяющим фактором в его судьбе.

Замок Нойшванштайн стоит на месте двух крепостей — переднего и заднего Швангау. Людвиг II приказал на этом месте путём взрыва скалы опустить плато приблизительно на 8 м и создать тем самым место для постройки «сказочного дворца».

После строительства дороги и прокладки трубопровода, 5 сентября 1869 года, был заложен первый камень в фундамент огромного замка. Строительство было поручено придворному архитектору Эдуарду Риделю, а мюнхенский мастер Кристиан Янк воплощал его планы в художественные виды, так называемые «ведуты» (живописные изображения).

В 1869—1873 гг были построены ворота. Личные покои короля на третьем этаже, а также комфортабельные помещения на втором этаже способствовали удобству всего строения.

Начиная с 1873 года строительные работы велись в очень напряжённом темпе. В 1883 году строительство дворца было завершено, была закончена также отделка 1, 2, 4 и 5 этажей. Весной 1884 года король уже мог жить в своих покоях на 4 этаже, где Людвиг II и провёл четверть всего времени за последние два года до своей смерти.

Трудно себе представить, с какими проблемами тогда приходилось сталкиваться и какое количество стройматериала требовалось. Один только производитель цемента, Якоб Ланг из Шонгау, предоставил в 1872 году не менее 450 тонн цемента, а фирма «Унхох» в том же году поставила на стройплощадку 1 845 гектолитров извести.

Для окон, выступов свода, колонн и капителей применялся Зальцбургский мрамор. Огромное количество стройматериала поднимали с западной стороны здания в вагонетках с помощью крана, работающего на паровой тяге — их доставляли и устанавливали в нужном месте с помощью специальной системы подъёмных блоков.

В 1880 году на строительстве было задействовано 209 плотников, каменотёсов и подсобных рабочих.

При том, что издали замок кажется игрушечным — в реальности у него весьма внушительные размеры. Очевидцы утверждали, что над изготовлением резной деревянной кровати Людвига II в готическом стиле, увенчанной замысловатой и хрупкой деревянной резьбой, в течение четырех с половиной лет трудились пятнадцать мастеров-резчиков.

Картинное убранство королевской спальни посвящено в основном истории Тристана и Изольды, глубоко поразившей 20-летнего короля. Одноимённая опера Рихарда Вагнера была поставлена в 1865 году во время пребывания короля Людвига II в Мюнхене.

Замок производит впечатление театральной декорации, а отчасти и является ею, поскольку создавался под деятельным руководством мюнхенского театрального художника Кристиана Янка. В итоге, во внутреннем убранстве замка пересекаются различные архитектурно-художественные стили — сочетание мавританских, готических и барочных элементов: тут и колонны-сталактиты, и тронный зал в декадентско-византийском духе, и певческий зал с изысканным освещением, предназначавшийся для постановок вагнеровских опер. Каждый зал замка — это гимн операм Вагнера, героям германских легенд. Архитекторы Долльманн и Ридель создавали Нойшванштайн под впечатлением от замков на Рейне и цитадели в Нюрнберге. При этом всё здание было оснащено самой передовой для того времени системой отопления, на кухне функционировал водопровод с холодной и горячей водой. В связи с тем, что замок так и не был завершён, сегодня можно осмотреть только четвертый и пятый этажи.

На четвертом этаже находится сводчатый вестибюль в форме трапеции, пол которого сложен из двух миллионов камешков мозаики, изображающей животный и растительный мир. Всего в замке содержится более 360 залов, а обилие золота, украшений и лебедей создает тяжелую и помпезную атмосферу. Тронный зал Нойшванштайна напоминает зал в замке Грааль из oперы «Парсифаль». Несмотря на то, что Тронный зал не был завершён, он является, без сомнения, самым впечатляющим внутреннем залом замка. В нём король хотел воспеть милость Бога. Базиликоподобная закладка со специальной нишей для трона должна была говорить о религиозной связи между Богом и королём.

В гостиной (или Большом салоне) хранится символ легенды о Лоэнгрине, рыцаре-лебеде, с которым король любил себя сравнивать, – ваза в виде лебедя.

В Зале Певцов при короле так никто и не спел — только в наше время здесь стали проводить замечательные концерты. С 1933 года в Нойшванштайне в рамках Вагнеровского фестиваля проходят концерты классической музыки. Сегодня они проводятся только в сентябре, при этом билеты раскупаются задолго до начала фестиваля. Зал Певцов является копией зала готического замка в Вартбурге. Прямо под Залом Певцов находится искусственный грот с подобающими в таких случаях сталактитами и сталагмитами. Сейчас в нем нет воды, хотя изначально здесь был небольшой каскад. Здесь же находятся королевские кухни — гигантские комнаты, где, кажется, и сейчас снуют многочисленные слуги и повара.

Из окон замка и с площадки перед входом в него открываются виды на великолепные пейзажи Верхней Баварии.

Помимо всего прочего, частью живописного вида должен был стать ещё один замок выше в горах, план постройки которого так никогда и не был осуществлен.

В конце концов Баварское правительство решило избавиться от грандиозных строительных расходов чудаковатого короля, а, следовательно, и от него самого. В соответствии с разработанным в высших кругах планом, 9 июня 1886 года самый известный мюнхенский психиатр Бернард фон Гудден, запасшись подписями ещё троих врачей, никогда в глаза не видевших короля, объявил Людвига психически нездоровым. Людвиг прекрасно осознавал нависшую над ним опасность, но, тем не менее, предпочёл идти навстречу своей гибели. Король под охраной был вывезен из Нойшванштайна в небольшой замок Берг на берегу озера Штарнберг. Там «больной» вёл себя очень смирно, и его отпустили на прогулку в лодке в сопровождении доктора фон Гуддена, без охраны. Когда король и доктор не вернулись к ужину, их бросились искать. Тела были обнаружены через пару часов. Свидетелей происшествия найдено не было.

После гибели короля все работы по строительству и отделке интерьеров Нойшванштайна прекратились, а главная 90-метровая башня замка с церковью в готическом стиле, которая должна была возвышаться над всеми строениями, не была построена вообще. Не была закончена и западная терраса, которая должна была вести к незаконченной купальне.

Замок был объявлен национальным достоянием и с тех пор бережно сохраняется, будучи особой гордостью баварцев, некогда погубивших мечтателя, построившего его.

По слухам, в годы нацизма в замке располагалось одно из «идеологических» подразделений третьего рейха, изучавшее оккультизм, нибелунгов, руны и германский дух. Но даже нацисты, жестоко преследовавшие все секс-меньшинства, признавали — романтизм короля Людвига II выше всех его пороков.

В конце Второй мировой войны в замке Нойшванштайн хранилась часть золота Рейхсбанка, а в последние дни войны золото было увезено в неизвестном направлении. По слухам, оно было утоплено в ближайшем озере Алат. В замке также хранились украденные драгоценности, картины, мебель, которые предназначались для личной коллекции Гитлера.

Видом Нойшванштайна был некогда очарован Чайковский — и именно здесь, как полагают некоторые историки, у него родился замысел балета «Лебединое озеро».

Часто, вследствие своего расположения, замок окутывает Альпийский туман. В такие минуты кажется, будто он парит в пустоте.

Выше в горах над ущельем повис романтичный мостик Мариенбрюке. Подвесной мост, ещё более старый, чем Нойшванштайн, натянут на высоте 92 метра над 45-метровым водопадом. Первоначально деревянный мостик, замененный в 1866 году на современную металлическую конструкцию, он получил свое название в честь матери короля Людвига II, королевы Марии, принцессы Прусской. С этого мостика открывается впечатляющий вид на замок и окрестности, а также на 45-метровый водопад.

Замок Нойшванштайн стал источником вдохновения при строительстве замка Спящей красавицы в Парижском Диснейленде.

Королевский дворец располагается в непосредственной близости к Мюнхену и предлагают экскурсии на русском языке. Комбинированный билет на посещение всех трех Баварский дворцов стоит 24 евро и действителен в течение 6 месяцев. При групповом посещении рекомендуется заранее послать заявку.

Время работы:

Апрель – 15 Октября: c 09:00 до 18:00,
16 Октября – Март: с 10:00 до 16:00

Стоимость входного билета: 12 евро (взрослый) / 11 евро (льготный)

Управление дворца Нойшванштайн
SchlossverwaltungNeuschwansteinNeuschwansteinstrasse 20
87645 Schwangau
Тел. +49 8362 93 98 80