Кордова

Кордова - один из древнейших и красивейших городов Испании. Основанная карфагенянами, завоеванная римлянами, оккупированная готами, она сохранила перед лицом неумолимого времени следы этих цивилизаций, скорее духовные нежели материальные. Действительно, если от римских камней мало что сохранилось, уроженцы Кордовы - Сенека и Лукиан - стали частью культурного наследия человечества. И в наше время из Кордовы произошло много известных художников, тореадоров и исполнителей фламенко. Кроме того, город известен самыми красивыми женщинами Андалусии. Климат в Кордове средиземноморский, строго континентальный, с очень жарким летом, температура поднимается до 40С. Лучшее время для визита сюда - это весна и осень.

Как крупный город Кордова дебютировала в римской истории в 206 году, став столицей внутренней Испании. Римляне основали город один из основных навигационных пунктов на реке Гвадалквивир, она стала важным портовым городом, через который обратно в Древний Рим транспортировались испанское оливковое масло, вино и пшеница. Римляне построили мост через реку, сейчас он называется Римский мост Puento Romano. Мостовые ворота у входа в город были возведены при Филиппе II, их строгий стиль классического оттенка прекрасно сочетается с трассой моста. У другого конца Римского моста, на левом берегу Гвадалкивира арабская крепость усиливала оборонительную систему города. Но звездный час Кордовы наступит позже.

После завоевания маврами в 711 г. столица превратилась эмират, постоянно расширявшийся в правление двадцати последовательно сменявших друг друга эмиров. Владения эмирата достигли Пуатье, где в 732 г. натиск мавров был приостановлен Карлом Мартелом. Эта битва положила конец их экспансии в Европе. В середине VIII в. принц Омейяд был изгнан представителем династии Аббасидов, сбежал из Дамаска, укрылся в Кордове и здесь объявил себя эмиром Андалусии под именем Абраррахмана I. С этого момента началась слава Кордовы, достигшая вершины при Абдаррахмане III, принявшем титул халифа. Его сын Аль Хакам продолжил дело отца, и Аль Максур, министр слабого Хакама, к свастью, сумел держать власть в своих руках. В Х веке нашей эры во времена Кордовского халифата. Когда весь западный мир пребывал в дикости и невежестве, здесь был открыт университет, где студенты изучали философию и медицину, литературу и языки. Численность населения составляла до миллиона человек. Кордова стала самым цивилизованным городом Запада, сравнимым только с Константинополем - столицей Восточной христианской империи. Ее мечеть - самый богатый и ослепительный монумент ислама. Триста других мечетей, роскошные дворцы, бани, сточные канавы, освещение улиц - все свидетельствует о невиданном в христианских государствах развитии урбанизма.

После изгнания мавров город на долгие века погрузился в провинциальную дрему и только многочисленные памятники старины напоминали и его былом величии. К материальному состоянию добавляется богатство интеллектуальное: Маймонид - еврейский врач и филосов, Аверроэс, познакомивший Европу с идеями Аристотеля, поэт Ибн Хасам - все это выдающиеся имена в истории западной культуры. Кордова стала мостом, по которому в Европу пришла культура Греции и Рима. Конец Халифата повлек раздробление Аль Андалуса на ряд соперничавших эмиратов и растущий упадок.

В начале XIII в. после поражения, нанесенного Альмохадам в Сьерра Морене, Кордова была взята Фердинандом III Святым. Она познала долгие беспокойные годы на своих границах до окончательного христианского объединения при Католических королях.

От эпохи арабов сохранились фрагменты крепостных стен, а также многочисленные предметы в Археологическом музее. Но самая значимая связь города с эпохой арабского владычества - это, конечно, мечеть.
Жемчужина мавританского зодчества Мескита по размерам была второй после Харама в Мекке мечетью в мусульманском мире. Ажурные мраморные арки, изысканная мавританская мозаика, ракушкообразные своды - от всего этого просто невозможно оторвать взгляд. Она была заложена в 786 году эмиром Абдаррахманом I на месте вестготской церкви Святого Висенте, которую эмир за большие деньги выкупил у христианского населения Кордовы. В 9-10 веках мечеть достраивалась и расширялась, достигнув размеров в 22 тысячи кв.м.

Основное место в соборе занимает 17-нефный молитвенный зал с рядами арок, опирающихся на колонны. Колонны в свое время были вырезаны из античных и византийских построек. Двухъярусные аркады нефов мечети имеют арки подковообразные в первом ярусе и полуциркульные во втором. Они выложены клиньями белого камня и красного кирпича и создают глубокую пространственную перспективу. По мере приближения к михрабу и месту правителя - максуре - меняется архитектурный декор: бело-красные подковообразные арки сменяются изысканными многолопастными арками, покрытыми тончайшей мраморной резьбой и позолотой. Михраб в виде круглой камеры перекрыт куполом в форме раковины, а его подковообразная арка поддерживается колоннами из яшмы и мрамора.

В интерьере мечети использованы великолепные мраморные резные панели, многоцветные мозаики с изображением растительного орнамента, присланные из Константинополя. Во внутреннем дворе (Апельсиновый двор) мечети, расположены 5 фонтанов для омовения. Минарет украшен мраморными колоннами. Мечеть обнесена стенами, высота которых колеблется от 8 до 20 метров. Эти стены из тесаного камня и башни, увенчанные ступенчатыми зубцами, придают мечети вид крепости. После изгнания мавров мечеть с 1238 года стала христианским собором. По поводу возведения церкви на этом месте разгорались нешуточные страсти, население Кордовы было против этого строительства. И тогда после долгих споров архиепископ Кордовы обратился к императору Карлу V, который и дал свое разрешение на строительство церкви внутри мечети.

Были закрыты 19 дверей, выходящих во двор, вдоль внутренних стен здания построили капеллы, минарет превратили в колокольню. Однако при посещении Кордовы в император уже сожалел о своем согласии, якобы сказав следующее: “Вы построили то, что можно было построить где угодно, и разрушили то, что было единственным в мире”. Стены церкви оказались выше кровли мечети, хотя архитектор Р.Руис старался использовать уже имевшиеся конструкции и по возможности сохранить прежний облик здания, соединив элементы сирийской, тунисской архитектуры, зодчества стран Востока.

Еврейские традиции также оставили свой след в Кордове. Говорят, сто собственно «еврейского искусства», так как евреи усваивали и использовали господствующее искусство каждой местности и каждой эпохи. Элементы еврейского искусства в Кордове проявляются в сочетании с искусством ислама и «мудехар». Худериа (еврейский квартал) - ансамбль, полный очарования и своеобразного вкуса с его узкими улочками, с увитыми цветущими растениями домов, садами, фонтанами и статуями. На небольшой площади статуя Маймонида напоминает о знаменитом еврейском враче и философе. Единственная синагога, сохранившаяся в Андалусии, датируется XV в. В остатках ее декора в арабском вкусе видны буквы еврейских надписей.

Тихая Кордова - это еще одна сторона пленительной Кордовы. Внутренние дворики особняков с элегантным декором, отделанные мрамором; внутренние дворики скромных домов, сияющих белизной известковых стен, на которые взбираются цветы и подвешены горшки с геранями, игра светотени вокруг центрального колодца - дополнительное украшение. Тихая Кордова тут же напоминает о своем арабском происхождении любовью к ароматам.

Прогуляться по улочкам весной - это погрузиться в аромат жасмина, цветущих апельсиновых деревьев, легкого и одновременно пьянящего запаха зелени, а на Страстной неделе еще и в ароматы праздника - ладана и тающего воска свечей. Переулки и тупики тихой Кордовы привлекательны для туриста не меньше, чем церкви и музеи: кальеха де ла Флорес, де лос Ринконес, де лос Аркильос, де ла Луна, кальес Худиос, небольшие площади и закоулки.

Ежегодно проводимый Фестиваль Фламенко представляет классические образцы этого искусства. Исполняются тематические арии.
Посетив этот прекрасный город нельзя не увезти что-то на память о нем. Здесь можно приобрести предметы кожгалантерии, керамические изделия, дизайн которых напоминает о мусульманском прошлом города.